?

Log in

No account? Create an account

У ИСТОКОВ РУССКОГО ЖАНРА XVIII ВЕК. "верноподданнический тон". И.Ф. Тупылев, А.П. Екимов, Ф. де Мейс

« previous entry | next entry »
авг. 5, 2013 | 11:22 am

Я. В. Брук
У ИСТОКОВ РУССКОГО ЖАНРА
XVIII ВЕК
....
Москва "Искусство"
1990
....
/ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.../
С середины 1770-х годов, после подавления пугачевщины, верховная власть озабочена созданием собственного искусства, апологетического по отношению к деспотии, к существующему режиму. Условно-благополучный стиль официального искусства начала екатерининского царствования сменяется все более откровенной пропагандой охранительно-казенных идей. В официальной литературе Россия воспевается „как цветущее и благоустроенное" государство, являющее миру картину социальной гармонии, переживающее счастливое время „благополучия и спокойствия", когда „внешняя война престала, когда внутренние бунты и раздоры разрушены" (1).
....
Объявленная Екатериной в начале царствования поверка разумом российской жизни превращается в 1780-х годах в ее намеренную идеализацию. Распространяются насаждаемые сверху представления об осуществившемся в русской жизни „общественном узле" —  идеальной системе взаимоотношений между сословиями, исключающей антагонизм и противоречие между ними. „Разбирая всю связь сочленов отечества... со удивлением узрим... сколь удивительное повсюду согласие! С коликим рачением взаимное движение и соотношение общественных должностей везде и всеми сочленами свято наблюдается. [...] Все сердца составляют окрест своего возлюбленнаго Государя непреодолимую, безопасную, охранительную преграду, отражающую все сопротивных стрелы: и возвещают всем прочим странам света, что таковое благоустроенное Государство находится в самом лучшем цветущем состоянии.. .“ (2). Существующий социальный порядок утверждается как идеальный, потому что „нигде тамо не видны страждущие члены; ибо все государственное тело бодрствует"; всякий сего тела член — начиная от знаменитых людей, „породою, достоинствами и должностями" отличающихся, и, идя вниз по сословной лестнице, вплоть до „трудолюбивого земледела", „храброго и великодушного воина“, — живет в строгом соответствии со своим званием, „усердно совершает течение своих подвигов, терпеливо несет звание на него возложенное"(3).
Изображение0059
136. Неизвестный художник конца XVIII века. Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году
....
Поощряемая сверху, пышно расцветает „панегирическая поэзия", одновременно и рядом с ней создается „блистательное" направление в живописи. Беззаботнопраздничные, расточительно-роскошные аллегории С. Торелли и Г. Гульельми сменяются в 1780-х годах новым родом апофеозной живописи, призванной представить благоденствие и спокойствие российских подданных, пребывающих под скипетром „мудрыя и благочестивыя" Государыни, явить свету в „величественных картинах" „бессмертные дела Премудрой Законодательницы" (4). Неподалеку от ротариевского „Кабинета мод и граций" в том же Большом Петергофском дворце создается в 1774-1777 годах Чесменский зал, в котором шпалерный принцип развески видоизменяется. Теперь важен не только и, быть может, даже не столько декоративный эффект, создаваемый двенадцатью внушительными морскими баталиями Ф. Гаккерта, сколько своеобразный парадный документализм, не лишенный суровости и прозаизма, который должен подкрепить апофеоз победы.
....
Трудно было не видеть того, что видели многие и что однажды было высказано австрийским императором Иосифом II по поводу екатерининского царствования: „более блеска, чем дела" (5). Прославление монархии и самодержицы в тонах восторженного преклонения, лесть в самых грубых формах входят во всеобщую и узаконенную практику отношений. Связанное с этим курсом искусство с неизбежностью мельчало.
Изображение0055_1
146.  И.Ф. Тупылев. Крестины. 1800
....
/Тупылев, Иван Филиппович (1758-1821). Учился в Академии художеств (с 1764 г.). В 1779 г. выпущен с аттестатом 1-й степени и послан пенсионером Академии художеств за границу. Учился в Париже у Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Академик (1785), профессор исторической живописи (1800). Состоял директором Шпалерной мануфактуры. Об И.Ф. Тупылеве см.: Петров П.Н. Сборник материалов...; Роил Д. Перечень русских и польских художников..., с.311./
....................
Характерным произведением этих лет является композиция „Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году" Фердинанда де Мейса. Фигура этого художника-любителя, снискавшего официальное признание, достаточно выразительна для эпохи, чтобы сказать о нем подробнее (6). Фламандский уроженец (валлонец по происхождению), отставной офицер „полка принца де Линя“, даровитый дилетант, не без успеха пробовавший силы в живописи и стихотворстве, де Мейс приехал в Россию около 1783 года. В придворных и аристократических кругах он приобрел популярность своими миниатюрными портретами (7). В 1787 году де Мейс счастливо нашел сюжет, который сулил больший успех и выгоды, чем портретирование высокопоставленных особ, — он обратился к сочинению аллегорической композиции, представляющей легендарное путешествие императрицы в Тавриду. Художник не мог иметь непосредственных впечатлений, ибо не сопровождал императрицу в ее путешествии (8) и никакими натурными зарисовками не пользовался. Его рисунок — большой лист, исполненный тушью и итальянским карандашом (Гос. Третьяковская галерея), — как и полагалось аллегорической композиции, составлен из общих мест, восходит к известным и легко узнаваемым оригиналам. Еще Д А. Ровинским было отмечено, что изображение Екатерины дано в типе Рокотова (9), французский биограф художника Фурнье-Сарловез не исключает возможности, что моделью для центральной фигуры русской крестьянки послужила г-жа де Мейс. Художник изображает Екатерину в образе богини, северной Минервы, со скипетром и факелом в руках. На колеснице, везомой четырьмя конями, которыми правят Гении, она проезжает по благоденствующим, процветающим, благоустроенным землям вверенного ей провидением края. Счастливые подданные — представители разных сословий — поселяне, духовенство, люди среднего чина и прочие — выходят ей навстречу. Одни, как гласит составленное де Мейсом и приложенное к гравюре „Описание", „усыпают путь Ея цветами и радостными восклицаниями изъявляют, коликим удовольствием исполнены сердца их от лицезрения Матери своей и Обладательницы; другие повергают себя во благоговение к Ея стопам, принося Ей избраннейшие от своего имущества дары, и возсылают к небесам мольбы о сохранении драгоценного Ея здравия" (10).
....
Несмотря на демонстративно верноподданнический тон „Описания", композиция де Мейса лишена экзальтированности официального искусства. Это характерный образец французского, вернее, космополитического культурного ремесла, умело перекладывающего на язык расхожих понятий любое событие. „С помощью пера и карандаша он льстит суверенам, — писал о де Мейсе Фурнье-Сарловез, — но ничто не могло быть более приятно им, чем распространение этих верноподданнических чувств, столь артистично выраженных" (11).

Изображение0056_1
145. А.П. Екимов (с картины И.А. Акимова). Благословение при сговоре крестьянской свадьбы. Гравюра
....
/Акимов, Иван Акимович (1754-1814), исторический живописец. Учился в Академии художеств (с 1764 г.) у А.П. Лосенко, в 1773-1779 гг. пенсионер Академии художеств в Италии. Академик (1782), профессор исторической живописи (1785). Преподавал в Академии художеств с 1779 г.; с 1791 г. директор Шпалерной мануфактуры, в 1796-1797 гг. директор Академии художеств, с 1797 г. адъюнкт-ректор. Об. И. А. Акимове см.: Собко Н.П. Словарь русских художников, т.I, с. 58-67; Русский биографический словарь. Т. 1. Спб., 1896, с. 92-93.
....
Екимов (Якимов), Андрей Петрович (1752-ок. 1830), гравер. Брат И.П. Якимова. Учился в Академии художеств, в 1773 г. ученик 5-го возраста гравировального исторического класса (ЦГИА, ф.789, оп. 19, ед.хр. 1572, л. 17 об.). Выпущен из Академии без отличия. Гравировал резцом и черной манерой. После окончания Академии художеств преподавал рисование в Кадетском корпусе в Петербурге. Об А.П. Екимове см.: Ровинский Д. А. Словарь граверов, т.I, стб.297-298./
...............................
Гравированная Жан-Жаком Аврилем в 1790 году, распространенная автором по подписке в Петербурге и во многих европейских столицах, композиция де Мейса получила широкую популярность. В 1790 году гравюра вместе с „подлинником" (по-видимому, имеется в виду рисунок, находящийся ныне в Гос. Третьяковской галерее) была поднесена императрице и удостоилась „милостивого принятия" (12). Впоследствии де Мейс не раз умело находил случаи поднести свои живописные и поэтические творения Екатерине, пока ему в 1792 году вместе с пожалованными двумя тысячами рублей не было передано повеление, „чтобы он впредь никакими своими прошениями не утруждал Ее Величество" (13). Тем не менее уже в 1793 году де Мейс нашел новый повод поднести императрице свои произведения — сохранилось его письмо на высочайшее имя о подношении портретов казненных французских короля и королевы (14). Де Мейс оставался в России примерно до 1800 года, жил в основном в Москве, пользовался покровительством графа Н.П. Шереметева, бывал у него в Останкине (к 1795 году относится его пространное стихотворное описание Останкинского дворца, галереи, устраиваемых Шереметевым празднеств). В 1803 году он сочинил новую „аллегорическую и историческую картину", представляющую Александра I при его вступлении на престол, а спустя два года привез свою работу (также гравированную Аврилем) в Петербург и вновь был удостоен благосклонного приема при дворе (15). О последних годах его жизни свидетельств не сохранилось. Самое позднее из известных его произведений — миниатюрный портрет — датировано 1810 годом (16).
Для художественной атмосферы 1780-х годов характерна та интерпретация, которую получило „Путешествие Екатерины II" де Мейса в русской живописи. Сохранились две вольные живописные копии „Путешествия" (Гос. Русский музей) — свидетельство не только популярности, но и той узаконенности во мнении современников, которую приобрела демейсовская разработка темы. Судя по уровню исполнения и необычности для де Мейса работы в большом формате, эти картины не могут быть авторскими повторениями. Одна из них явно ремесленного письма, вторая, происходящая из эрмитажного собрания, представляет собою довольно монументальный холст, в котором все демейсовские мотивы форсированы в панегирическом и „улыбательном“ духе. Персонажи, имеющие у де Мейса пол у мифологический облик, наделяются чертами „щастливых" русских поселян. Условно скомпонованный апофеоз правительницы превращается в почти жанровую сцену благоденствия народа. Молодые женщины в праздничных одеждах — в точном соответствии с разработанной в потемкинской канцелярии и рассылавшейся на места инструкцией встречи императрицы — подносят ей букеты цветов и трав, связанные цветными лентами, матери и кормилицы поднимают на руках младенцев, дети устилают путь цветами, не угнетаемые иноземцы — крымские, ногайские татары и прочие — благодарят за матернее о них попечение. Вдали, под небом, не омраченным тучами, расстилаются возделанные поля, как доказательство того, что „здешние жители не в праздности и лености дни свои провождают". Под сенью деревьев стоят дома, не ведающие бедности. Зеркальная гладь озера оживлена фигурой рыбаря. Это Россия, пребывающая в „цветущем и благоустроенном состоянии", это образцовые подданные, составляющие „окрест своего возлюбленного государя непреодолимую, безопасную, охранительную преграду". Недостатки исполнения — вялость тона, сухой, жесткий рисунок, отсутствие живописного темперамента — в этом произведении отступают на второй план перед полнотой и образцовостью выражения в нем „беспредельного чувствования радости, моления и верноподданничества" (17). Обе живописные копии с де Мейса показательны как выражение той неизбежной интерпретации, которую получали официозные идеи на уровне охранительно-обывательского мышления. Существенно, что ни один значительный мастер не оказался связанным с этим направлением.
Изображение0060_1
135. Ф. де Мейс. Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году. 1787-1788. Рисунок
................
Содержание
От автора      7
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Жанровые тенденции в искусстве первой половины XVIII века Светские мотивы в иконописи XVII — начала XVIII века. — „Костюмный род" в живописи. — Натурный рисунок. — Книжная и видовая гравюра. — Жанровая картина в системе барочно-рокайльной декорации. — Ротари в России. — „Русские костюмы" Лепренса. — „Коронационная серия“ Девельи 9
ГЛАВА ВТОРАЯ
Бытовой жанр и класс „домашних упражнений“ Академии художеств
Академическое разделение живописи на жанры и классы. — „Домашний класс" 1770-х годов (образцы, программы, руководители, воспитанники). — Занятия жанром русских пенсионеров в Париже. — „Юный живописец" Фирсова. — „Домашнее спокойствие" Якимова .......95
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Крестьянский жанр
Придворный русицизм. — „Низкий штиль" и голландско-фламандская жанровая традиция. — Пастушеские сцены Михаила Иванова. — Русские типы Ротари и Эриксена. — Монументальный крестьянский жанр Шибанова. — „Костюмная серия" Ерменева 123
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Проблемы жанра в историко-художественной ситуации 80-х годов XVIII века
„Улыбательное" направление в живописи. — Эволюция „домашнего класса". — Академик живописи „домашних упражнений" Меттенлейтер. — „Исторический домашний род“. — Сельские виды Семена Щедрина. — „Деревенские праздники" Тонкова. — Пастораль. — Портреты русских крестьян Ивана и Николая Аргуновых, Боровиковского 167
Заключение ....231
Примечания ....235
Список иллюстраций ....258
Указатель имен ....262
....
Яков Владимирович Брук
У истоков русского жанра
XVIII ВЕК
....
Москва "Искусство"
1990
....
Редактор Ю.А. Молок
Мл. редактор О.Б. Авилова
Художественный редактор С.Р. Николаев
Технический редактор Н.В. Морозова
Корректор цветных иллюстраций Г.М. Короткова
Корректор Л.Я.Трофименко.
....
Подписано к печати 25.04.88
Формат издания 70х100/12
Бумага матовая мелованная
Тираж 25000.
Цена 12 р.
Издательство „Искусство"
Отпечатано при посредстве В/О „Внешторгиздат" Типография Графише Верке Цвикау — ГДР

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {2}

stiv_berg

У ИСТОКОВ РУССКОГО ЖАНРА XVIII ВЕК.

from: stiv_berg
date: авг. 5, 2013 08:06 am (UTC)
Ссылка

Примечания:
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Проблемы жанра в историко-хубожественной ситуации 80-х годов XVIII века
1. См.: „Собрание новостей. Ежемесячное сочинение, содержащее в себе краткую историю настоящего времени...", 1775, сентябрь, с. 7.
2. [Максимович-Амбодик Н.М.] Слово о цветущем благоустроеннаго государства состоянии, сказыванное в двадесятипятилетнее торжество благоденственнаго царствования Ея Императорского Величества... Государыни Екатерины Алексиевны... празднованное в публичном собрании Императорского Медико-хирургическаго Училища во Граде Святаго Петра, Июня 28 дня 1787 года. [Спб.], 1787, с. 6, 10, 14.
3. Там же, с. 6-9.
4. Из прошения Петра Плавилыцикова в Совет Академии художеств (июль 1785 г.) о принятии его в должность преподавателя российской литературы (ЦГИА, ф.789, оп.1, ч. 1, ед.хр.945, л. 2).
5. См.: Каллаш В. Императрица ЕкатеринаII. (Опыт характеристики). — В кн.: Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Исторический сборник под ред. В.В. Каллаша. Т. IV. М., 1913, с. 197.
6. Мейс, Фердинанд де (Meys, Ferdinand de). Даты рождения и смерти неизвестны. Французский живописец и миниатюрист. О Ф.де Мейсе см.: Георги И.И. Описание Петербурга, с. 571; Ровинский Д.А. Словарь портретов, т. IV, стб. 659; Fournier-Sarloveze. Artistes oublies. Paris, 1902, p. 117-148; Врангель Н. Н. Миниатюры Эрмитажа. — „Золотое руно“, 1907, №2, с. 18; Его же. Очерки по истории миниатюры в России. — „Старые годы", 1909, октябрь, с. 517-518; Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925, с. 49, 50; Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Гос. Русского музея. Т.1» Л., 1974, с. 311, 312.
7. Из миниатюрных портретов де Мейса наиболее известен портрет Екатерины II, написанный в 1785 г., с которого было сделано много гравюр, в том числе А. Сент-Обеном и Г.И. Скородумовым (см.: Ровинский Д. А. Словарь портретов, т. II, стб. 846-852).
8. В документах, отражающих поездку Екатерины II в Крым, имя де Мейса не встречается (см.: ЦГАДА, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 110,111). Как следует из надписи на гравюре Ж.-Ж. Авриля, композиция была сочинена и нарисована де Мейсом в Москве.
9. Ровинский Д. А. Словарь портретов, т. II, стб. 870.
10. „Описание аллегорической и исторической картины, представляющей Екатерину Вторую, путешествующую в своем государстве в 1787 году..." Экземпляр этого редкого гравированного издания, так же как прекрасные оттиски гравюр Ж.-Ж. Авриля с оригиналов де Мейса, хранятся в Гос. Третьяковской галерее. В собрании Гос. Русского музея находятся графические наброски де Мейса. О гравюре „Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году“ см. также: Сумароков П. Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия, Ч. II. Спб., 1832, с. 205.
11. Fournier-Sarloveze. Artistes oublies, p. 121-122.

Ответить | Ветвь дискуссии

stiv_berg

У ИСТОКОВ РУССКОГО ЖАНРА XVIII ВЕК.

from: stiv_berg
date: авг. 5, 2013 08:13 am (UTC)
Ссылка

Примечания:
12. В августе 1790 г. в „Санктпетербургских ведомостях" было напечатано следующее уведомление о выдаче гравюры подписчикам, составленное, по-видимому, самим де Мейсом: „Сочинявший аллегорическую картину, представляющую Екатерину II, путешествующую в своем Государстве в 1787 году, живописец де Мейс, уведомляя господ подписавшихся на оную картину, что он приехал из Парижа, где он давал ее гравировать славному художнику Жан Жаку Аврилю, просит получать свои екземпляры у г. Клостерманна, живущаго на Невской перспективе под №69. Милостивое принятие Ея Императорскаго Величества, когда он имел щастие подносить оную картину вместе с подлинником, подает г. де Мейсу надежду, что и почтенная публика с удовольствием приимет сие произведение его трудов, которому он посвятил в течение трех лет все свое время и прилежание, дабы привести оное ко всевозможному совершенству. (...) Хотя число г. подписавшихся не соразмерно было издержкам, кои по причине низкаго курса и других не предвидимых обстоятельств столь превышали его расщеты, что он конечно не в состоянии бы был окончать предприятие свое, есть ли б щедрый покровитель Художеств, Его Сиятельство Граф Николай Петрович Шереметев не споспешествовал оному доставлением нужной суммы, однако он не прибавил цены и г. подписавшиеся могут получать оную картину у г. Клостерманна, взнеся только при объявлении своих билетов остальныя 5 р. Те же, кои не подписывалися, платят по 15 рублей, а за первой абдрук до подписки, коего только малое количество имеется, по 25 руб. за екземпляр. У него же г. Клостерманна продается портрет Ея Императорскаго Величества в малом формате, гравированной по живописи онаго г. де Мейса первым Художником в Париже, по 1р. 50коп., также миниатурный портрет покойнаго Генерала-Фельдмаршала Графа Захара Григорьевича Чернышева, печатанный разноцветными красками, по 1руб.; также рамки позолоченныя для оных картин, в Париже деланные, разных цен...“ („Санктпетербургские ведомости", 1790, 23, 26, 30 августа, №68-70). См. также: Столпянский П.Н. Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в XVIII веке. — „Старые годы", 1913, октябрь, с. 27-28.
13. ЦГАДА, ф.1239, оп.3, ч. 109, ед. хр. 52968, л. 1-2.
14. Там же, ч. 111, ед. хр. 57821, л. 1-2.
15. Некоторые подробности в отношении этой работы де Мейса сообщает „Goumale de Francfourt" от 28 ноября 1805 г.: „Г-н де Мейс только что посетил наш город по дороге в Санкт-Петербург. (...) Его гравюра, композиция которой необычайно богата, производит большой эффект: портреты ПетраI, Екатерины II и Александра I схожи с оригиналами; и по интересу самого сюжета, и по чистоте резца г-на Авриля, таланты которого в гравировании известны, гравюра имеет огромный успех. Г-н де Мейс везет с собой также оригинальную картину, которую он написал для Его Величества Императора. Ее величина почти такая же, как гравюры. В картине примерно 22 дюйма ширины и 16 высоты. Любители, которые видели ее, говорят, что это просто чудо: в миниатюре еще не видели такой большой картины этого жанра, ни такой сложной композиции“ (пер. с франц.; цит. по кн.: Fournier-Sarloveze. Artistes oublies, p. 126). Д. А. Ровинский указывает, что эта „оригинальная картина", написанная красками на фарфоре, находилась в петербургской Публичной библиотеке (см.: Ровинский Д.А. Словарь портретов, т.1, стб. 139-140).
16. Наиболее поздний архивный документ, связанный с де Мейсом, относится к 1815 г. (см.: ЦГИА, ф. 759, оп.1, ед. хр. 274 — счета, квитанции, прошения, письма разных лиц к императрице Марии Федоровне за 1815 г.).
17. ЦГАДА, ф.2, оп. 1, ед. хр. 110, л. 135; см. также: Коваленский М.Н. Путешествие Екатерины II в Крым. М., 1920, с. 29 и сл.

Ответить | Ветвь дискуссии